Как правильно выбрать велосипед? Как выбрать велосипед под себя?

Как правильно выбрать велосипед? Как выбрать велосипед под себя?

Рекомендации по выбору велосипеда, для тех кто решил впервые купить велосипед.




Когда появился первый серийный велосипед (более ста пятидесяти лет назад), людей еще не мучал вопрос “как выбрать велосипед ?” — особого выбора и не было. С тех пор велосипед существенно изменился, его популярность значительно выросла — растет и разнообразие типов, моделей и марок велосипедов.

Как же сегодня выбрать велосипед? Мы возьмем на себя смелость дать Вам несколько советов в этом деле.

Ну, во-первых, велосипеды, условно, можно разбить на три возрастных группы: “детские“, “подростковые” и “взрослые” (в приведённом порядке мы и рассмотрим особенности их выбора).

Детский велосипед представляет собой скорее игрушку, чем серьезное средство передвижения. На нем далеко не уедешь. К тому же ребенок быстро растет, вырастая из своей игрушки. Однако не стоит спешить и покупать своему ребенку велосипед “на вырост”. Это для вас игрушка, а для ребенка — это серьезная машина, требующая изрядной сноровки и времени на освоение. Поэтому, выбирая велосипед для ребенка, следует учитывать его возраст, рост и степень развития. Велосипеды для самых маленьких — трехколесные велосипеды, с жестко закрепленными на переднем колесе педалями. Они предназначены для детей 2-3-х лет, ростом порядка 95-103 см, и очень просты в эксплуатации. Узлов регулировок у них, как правило, нет; шарикоподшипники и узлы, требующие смазки, тоже отсутствуют. Удачным примером такого “железного пони” могут служить многие модели отечественных производителей (например трехколесный велосипед “Малыш”). Одно из основных их достоинств — отсутствие перегруженности различными аксессуарами. С таким велосипедом ребенок легко справляется самостоятельно. Импортные велосипеды, конечно, выглядят привлекательней, и их ассортимент более разнообразен. При выборе таких велосипедов, главное не забывать о его основном назначении.
Велосипеды со съемными приставными колесиками по бокам предназначены для обучения ребенка езде на двух колесах. Они способствуют формированию правильной посадки и выработке чувства равновесия. Эти велосипеды рассчитаны на возраст от 3 до 7 лет. Российские модели, как правило, имеют диаметр колеса 12 дюймов на рост ребенка 105-128 см. Лишь сравнительно недавно появились детские велосипеды с 16-дюймовыми колесами. Размер рамы и диаметр колес в разных моделях могут заметно отличаться. Преимущества выбора импортных моделей велосипедов в том, что и их можно более точно подобрать под рост ребенка. Для того, чтобы правильно подобрать велосипед соответственно росту ребенка, необходимо запомнить несколько ориентиров: рост велосипедиста должен быть равен двум с половиной диаметрам колеса, а длина рамы (расстояние от оси руля до переднего края седла) должна равняться расстоянию от локтя руки ребенка до кончиков вытянутых пальцев. Вес велосипедов с 12″ колесами — 7-9 кг; расстояние между осями колес (база велосипеда) — 650-700 мм; высота седла от земли — около 600 мм. На самых простых моделях установлены не надувные цельно-литые шины, а втулки, спицы колес и седла сделаны из пластмассы. Шины, как правило, широкие: 1,95″ — 2,5″ — для улучшения проходимости и устойчивости; руль и седло регулируются по высоте; рама детского велосипеда должна быть низкой, чтобы ребенок мог легко соскочить с велосипеда в случае неудачи; цепь и звездочки в целях безопасности должны быть защищены кожухом. Однако будьте внимательны: двухсторонний защитный кожух, хотя и исключает попадание одежды в движущиеся части, но имеет свои минусы. Попавшая под него грязь может затруднить движение, проникшая влага привести к коррозии металла. Детские велосипеды оснащены ручным тормозом клещевого типа и/или задней тормозной втулкой. Выбирая между “тормозной” и “бестормозной” втулками заднего колеса, необходимо учитывать, на каком велосипеде ребенок будет ездить в дальнейшем. Потому что психологически непросто после “ручных” тормозов привыкать к “ножным”, и наоборот. Стоит отметить, что все российские подростковые велосипеды и большинство дорожных велосипедов оборудованы “ножными” тормозами, а “ручными” тормозами оснащены в основном многоскоростные велосипеды: горные, туристические.

“Подростковые” велосипеды и велосипеды для младшего школьного возраста (7-12 лет) представляют собой маленькую копию “взрослого” дорожного велосипеда. Они приспособлены к длительным поездкам, имеют хорошие скоростные характеристики и более длительный срок службы.
Один из самых популярных классов “железных жеребцов” для детей старше 8-ми лет является спортивные кроссовые байки. У них колеса 20 дюймов с широкими глубоко профилированными покрышками. Основные узлы заимствованы у взрослых велосипедов и имеют высокий запас прочности. Рама представляет собой жесткую сварную конструкцию ромбовидной формы со скошенной верхней трубой. Высокое расположение каретки и укороченная база обеспечивают такому велосипеду высокую проходимость по бездорожью. На верхней трубе рамы располагается травмозащитная прокладка из пористой пластмассы. На заднем колесе стандартная тормозная втулка.
Стоит обратить внимание, что модели “взрослых” дорожных велосипедов с укороченной базой, 24 — дюймовыми колесами и шатунами педалей “взрослого” размера тяжеловаты для подростков.

“Взрослые” велосипеды делятся на четыре основные категории: дорожные, туристические, горные и гибридные. Тут приведены таблицы выбора размера велосипеда (рамы и колёс) по росту велосипедиста.

  • Дорожные велосипеды, (которые еще называют: традиционные, комфорт, городские) — самые недорогие из всех, что есть в продаже. Они предназначены для ежедневных поездок по делам и рассчитаны на многолетнюю службу. Дорожные велосипеды не рассчитаны на спортивные нагрузки. Для их изготовления применяются недорогие материалы и технологии. Рамы — стальные, переключения скоростей, как правило, нет или набор передач ограничен: три — пять. Дорожный велосипед достаточно тяжел: 15-18 кг.
    Дадим несколько советов, как выбрать дорожный велосипед. Основа любого велосипеда — рама. У дорожных велосипедов рамы бывают закрытые (трапециевидные, “мужские”) и открытые (без верхней трубы, “женские“). Закрытые рамы при наименьшей массе наиболее надежны: трубы прямые и работают на растяжение-сжатие. При покупке велосипеда с закрытой рамой необходимо учитывать, что расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно быть не менее 10см во избежании травматизма последней. Открытые рамы изготавливаются как из прямых, так и из изогнутых труб. При этом на изогнутые трубы падают еще и изгибающие нагрузки. По сравнению с “закрытой”, “открытая” рама всегда менее жесткая. Для ее усиления используют более толстостенные трубы, что заметно утяжеляет конструкцию. Такие рамы могут быть складными или разъемными, тогда велосипед легче перевозить и хранить, но надежность конструкции при этом падет. Какие-то рамы выполняются из качественных высоколегированных сталей и имеют круглое сечение. Тогда они служат десятки лет. Другие делают из низкоуглеродистых сталей. Такие трубы более толстые и имеют сварной шов по всей длине. Они достаточно прочны в продольном направлении, но слабо выдерживают нагрузки в поперечном.
    У современных велосипедов, как правило, цельносварная конструкция, однако места стыковок на сварных рамах не всегда сделаны качественно. У качественных рам в месте стыковки одна труба переходит в другую очень плавно и почти незаметно.
    Следует помнить, что любое колесо может переехать препятствие не более 1/3 своего радиуса. Диаметры колес варьируются от 20″ (маленькие) до 28″ (большие). Достоинство больших колес — ровный ход, высокая скорость передвижения и хорошая проходимость. С уменьшением диаметра колеса скорость передвижения падает, зато легче крутить педали. Велосипед с маленькими колесами легче подогнать под рост велосипедиста. Колеса могут быть узкими (1,5″), широкими (1,95″ — 2,1″) с глубоко профилированным протектором, как на горных велосипедах, и универсальными (1,75″). На узких колесах хорошо ездить по асфальту. Для бездорожья подойдут более широкие колеса, но по асфальту на них ездить хуже. Если велосипед предстоит использовать в различных условиях, лучше всего выбирать универсальные колеса. Шаг велосипеда (расстояние, которое он проезжает за полный оборот педалей) зависит от числа зубьев звездочек в передаче и диаметра колеса. У велосипедов с многоступенчатой передачей шаг варьируется — от 1,5 до 10 м. Такой широкий диапазон может быть важен для поездок, в которых участки обычной езды сочетаются с тяжелыми подъемами и спусками.
    Выбирая для себя дорожный велосипед необходимо помнить, что посадка велосипедиста не должна быть очень наклонной, что с помощью изогнутого руля можно выбрать более удобную посадку, что велосипед обязательно должен быть оснащен катафотами, а женщинам необходимы более широкие седла.

Но желающих попутешествовать на двух колесах (заняться велотуризмом) дорожный “железный конь” не устроит, поскольку он не рассчитан нести большой груз на багажнике. Туристический велосипед сочетает в себе удобство дорожного и ходовые качества горного. Здесь Вы можете более подробно прочитать о туристическом велосипеде.

  • Выбирая горный велосипед, необходимо для начала определиться: для чего именно вы собираетесь его использовать. Для скоростной езды по пересеченной местности выбирают легкий велосипед с передним амортизатором. Прыгать через препятствия лучше на жестком велосипеде с хорошими тормозами. Для скоростного спуска подойдет сверхпрочный двухподвес. У настоящих горных байков от 21 до 27 скоростей, которые можно переключать в зависимости от того насколько крут подъем или спуск. Три ведущие звездочки спереди существенно расширяют диапазон передаточных отношений. Большая звездочка спереди должна иметь 50-53 зуба, малая — 24-28. У большой звездочки сзади должно быть не менее 28, а у малой — не более 12-14 зубьев. Большинство моделей оснащены передними амортизаторами. Отличительными особенностями горного велосипеда являются: уменьшенный размер колес (26″), увеличенный диаметр труб, Y-образная форма рам и прямой руль. Повышенная прочность узлов и деталей позволяет в меньшей степени соблюдать осторожность при преодолении препятствий. Однако стоит заметить, что подобная форма рамы и прямой руль не подходят для многочасовой езды в течении многих дней подряд.
  • Гибридный велосипед пригоден для езды практически везде, кроме тяжелого бездорожья. Такие велосипеды представляют собой комбинацию различных компонентов горного и туристского велосипедов. Передаточные соотношения привода обеспечивают высокую скорость на шоссе и проходимость по горам и бездорожью. Покрышки с неглубоким протектором делают велосипед более пригодным для езды по шоссе. Однако строение таких велосипедов пока не устоялось окончательно, и в нем возможны любые изменения.

В заключение данной статьи хотим Вам порекомендовать так же ознакомиться со статьей “Пора купить велосипед” — эта информация поможет Вам определиться с финансовой стороной при покупке велосипеда. Так же Вы можете прочитать о том как выбрать недорогой велосипед (вторая половина статьи). А здесь Вы можете узнать больше о “технической” стороне вопроса выбора велосипеда.

Желаем Вам удачной покупки, а правильный выбор Вы уже сделали — решив купить велосипед.

Вопрос выбора велосипеда для профессионального спортсмена-велосипедиста и  новичка-любителя стоит по-разному. И если первый готов решить его, опираясь на свои навыки, опыт спортсмена, знания технической части и четкое определение круга задач, то второй, не обладающий столь солидным багажом, ищет ответа и помощи, спрашивая, как выбрать велосипед. И чужой личный опыт здесь малопригоден: велосипед, как хорошая обувь, способен доставить море удовольствия или угробить здоровье. А это значит, что придется выбирать двухколесный транспорт самостоятельно, пользуясь консультацией опытного продавца и, смеем надеяться, нашими советами.

Решайтесь! Решать будем позже

Итак, будем считать, что велосипед  для вас был чем-то из детства, и долгие годы вы снисходительно усмехались, пропуская дошколят на трехколесных игрушках на тротуарах или обгоняя на собственном авто крадущегося по обочине (велодорожки – несбыточная мечта в России) велосипедиста. И вот настал прекрасный во всех смыслах момент, когда передвижение на двух колесах стало желанным настолько, что в гараже уже появилось место для парковки велосипеда. Осталось выбрать и купить! Прежде чем отправиться в магазин и выложить энную (но однозначно немаленькую – смиритесь сразу) сумму, определите для себя несколько моментов.

Во-первых, оцените свои возможности и планы объективно. Ограничений для занятий велоспортом нет, в том числе и медицинских (за исключением, конечно, тех случаев, когда любая физическая активность противопоказана)! Только подойти надо к этому вопросу ответственно и честно. Собираетесь ли вы ездить на велосипеде на работу, использовать его как транспорт доставки в пригород или малоцивилизованную область (а у нас на шаг от областных центров все объекты именно такие), желаете ли путешествовать на дальние расстояния, заняться покорением горных троп или скоростей; хотите ли совершать неспешные моционы в парке; насколько часто будете выводить двухколесного друга на прогулку, где определите ему место жительства; насколько вы физически подготовлены к нагрузкам, каких из них вам следует избегать… Когда определитесь, список может оказаться и коротким, и весьма обширным. От него и будем крутить педали.

Во-вторых, определите максимальную сумму, которую вы готовы выложить за велосипед. Максимум – потому что в магазине его не бывает. Конечно, все зависит от поставленных задач, но будьте готовы к тому, что подходящий именно вам байк может оказаться весьма дорогим. Однако покупаться на слова продавцов, уверяющих, что без вот этих конкретных наворотов за немереные деньги двухколесное транспортное средство не едет, а стоит или даже пятится, – по меньшей мере неосмотрительно. Стоить велосипед может столько же, сколько авто среднего класса – а надо ли вам оно? В абсолютном большинстве случаев не надо, так что правило «дороже – лучше» здесь не работает. Равно как и принцип «если нет разницы, зачем платить больше?» – потому что разница все же есть. Золотая середина – самое верное решение. К тому же, планируя покупку велосипеда, не забудьте, что он потребует самых разных аксессуаров и комплектующих, как минимум – ремкомплект, ремнабор, насос, велошлем, велосумка, держатель для фляги… Список может быть длинным, так что строку «прочее» в бюджет заложите заранее.

к содержанию ↑

Мы поедем? Мы помчимся? или Какой тип велосипеда выбрать

Половина дела сделана: вы решили приобрести велосипед и определили, какую сумму на него можете потратить. Дело за малым – выбрать двухколесный транспорт. Слава глобальной сети Интернет! Каталоги магазинов можно просмотреть, не вставая с кресла. И потеряться в многообразии: кроме естественно предполагаемых велосипедов детских и взрослых, женских и мужских предлагают горные, шоссейные, городские, гибридные, ВМХ, найнеры, двухподвесы, хардтейлы, ригид… Словом, огромный велопарк моделей и марок. На этом этапе самое важное – не потерять голову, потому как хочется всего и сразу, а непривычные дизайн и конструкция (наверняка ведь смотрели Стриду!) привлекают внимание и мечты. Потому вспоминайте про составленный список задач и возможностей и выбирайте только в рамках той группы, которая им отвечает.

Горные велосипеды

Горные велосипеды – самый популярный тип велосипедов на территории России и стран СНГ. Благополучные европейцы очень удивляются, видя рассекающих по городским тротуарам и магистралям на маунтинбайках. Однако наши улицы почти ничем не отличаются от пересеченной местности, с которой в Европе ассоциируется понятие «экстрим». Разбитые дороги, высокие бордюры и поребрики, некачественное асфальтовое полотно, переходящее в грунт или щебенку, неожиданные раскопы, самовырытые канавы, неровная тротуарная плитка – чем не бездорожье? Если картина вокруг вас столь же радостна – для городских прогулок или поездок за город горный велосипед подойдет оптимально. Естественно, потянет он и сельские дороги, и лесные тропы.

Вот так выглядит современный горный велосипед:

Горный велосипед

На фото модель Coupe 1.0 от CRONUS. Кстати, советуем вам погулять по их сайту http://www.cronusbike.ru/ – это “крепкие середнячки” велопроизводства, которые недавно вышли на российский рынок. делают довольно качественные байки, но при этом еще слабо раскручены. На примере этого бренда мы рассмотрим в данной статье, какие велосипеды бывают и чем отличаются.

Внешне горные велосипеды привлекают внимание агрессивно-спортивной конструкцией, широкими покрышками с глубокими протекторами, короткими спортивными крыльями, прямым коротким рулем. Вид у них всегда “вездеходный”, на что и покупаются потенциальные владельцы. Однако стоит заметить, что некоторые, преимущественно дешевые, модели – только имитация маунтинбайка в плане дизайна, и по сути являются скорее непритязательными городскими велосипедами с набором недостатков, лишающих комфорта.

Для горных велосипедов обязательно наличие многоскоростной трансмиссии, для настоящих горных велосипедов (практически внедорожников) – переднего амортизатора, как минимум. А для агрессивной среды лучше всего подойдет горный двухподвес – велосипед с передним и задним амортизатором, позволяющий сохранить в относительно живом состоянии руки и пятую точку велосипедиста при езде и прыжкам по камням, канавам, бордюрам… Однако стоит такой тип маунтинбайка дорого, и то, что предлагается в наших магазинах по цене до тридцати тысяч рублей – неловкая имитация без эффекта амортизации. Так что рассматривать двухподвесы стоит лишь в том случае, если собираетесь кататься по действительно экстремальным дорогам, вернее, по их отсутствию.

Горные велосипеды – группа большая, объединяющая в себе разные по назначению виды.

Относительно недавно на рынке стали появляться горные-складные велосипеды, которые сочетают в себе все преимущества обычного горного велосипеда плюс компактность складного. Благодаря тому, что велосипед складывается, его удобно хранить в квартире, перевозить в багажнике обычной машины и в лифте. Прообразом этих велосипедов послужили велосипеды Paratrooper, разработанные в свое время для морских пехотинцев.

Адаптировав эти велосипеды для обычного использования, производители вышли на массовый рынок.

Первым велосипедом, который стал завоевывать массовый рынок в России в категории горных складных, стал CRONUS Soldier. Сейчас у них около 6 различных моделей, включая найнер, и они по прежнему держат пальму первенства по соотношению цена-качество. Также на рынке появилось довольно много китайских аналогов с кричащими именами типа Land Rover, Mercedes, BMW. Но смеем вас заверить, что качество там китайское в худшем понимании этого слова, а громкие названия к реальным производителям автомобилей не имеют никакого отношения, это просто подделки, часто даже не на алюминиевой, а на стальной раме.

Найнер – горный велосипед с колесами 29 дюймов (у остальных преимущественно 26-28 дюймов), выдающий неплохую скорость на ровных дорогах и обеспечивающий повышенную проходимость на сложных участках, например, на песке или рыхлом грунте. К тому же для высоких людей найнер – решение более удобное, хотя ростовки рамы там такие же, как и у классических маунтинбайков.

Двухподвес – велосипед, у которого есть не только амортизационная вилка спереди, но и система подвески и амортизатор сзади. Благодаря этому езда на таком велосипеде более комфортна. К минусам можно отнести то, что при педалировании часть вашей энергии уходит на раскачку подвески, поэтому на таких велосипедах сложнее преодолевать подъемы. Также стоит учитывать тот факт, что дешевых и одновременно хороших двухподвесов не бывает в природе. Связано это с тем, что технологически у двухподвеса более сложная, а следовательно, более дорогая конструкция рамы. Поэтому, если сравнивать двухподвес и хардтейл за одну и ту же цену, то по уровню комплектации хардтейл всегда будет выигрывать. Не ведитесь на дешевые двухподвесы, у них все равно задний амортизатор практически не работает, а наличие задней подвески только добавит веса.

Кросс-кантрийный байк – по сути тот же самый универсальный горный велосипед, незаменимый на пересеченной местности, сельских дорогах и лесных бездорожьях. Для того, чтобы максимально облегчить раму, многие производители изготавливают ее из карбона (углеволокно). Как правило такие велосипеды используются уже в профессиональных целях и стоят тоже недешево.

Даунхилл – велосипед для спуска с крутых горных склонов, уже профессионально-спортивный и обладающий огромным запасом прочности.

Городские велосипеды

Городские велосипеды – прекрасная альтернатива автомобилю и общественному транспорту в городской суете. Если вы хотите без пробок и быстро добираться до работы и обратно, совершать неспешные велопрогулки по парку или набережным, ездить в магазин за малогабаритными покупками – это ваш выбор. Городские велосипеды очень комфортны, посадка у них ниже, чем у горных, руль удобнее, и наклоняться к нему не приходится – спина остается прямой. Колеса по размеру могут быть разные – от двадцатидюймовых, замечательных маневренностью, до диаметром в двадцать шесть дюймов, иногда и больше (двадцать восемь в некоторых моделях). Скорость городские велосипеды развивают невысокую, впрочем, таковой от них и не требуется – безопаснее в городе ехать медленнее. Спортивных нагрузок этот велосипед не выдержит, для путешествия по холмам он не приспособлен, и хоть и снабжен системой переключения передач, но его максимум – пологие подъемы и спуски, к примеру, путепроводы. Часто городские велосипеды комплектуются набором аксессуаров, так что покупателю остается только сесть и поехать. Ну, может, подогнать седло под свой рост или подкачать камеры.

Если продолжить рассматривать тот же CRONUS, то характерным примером городского велосипеда будет модель Macho 310 2015  года:

Городской велосипед

Если вы ищете, какой велосипед выбрать для города, то остановитесь на городском велосипеде. Этот тип велосипедов – самый популярный и в европейских провинциях, и в азиатских мегаполисах, словом, это выбор тех, кому нужен непритязательный, дешевый и удобный транспорт, а не спортивное развлечение. Багажник, корзина на руле, сумка на раме органично смотрятся и не мешают движению. Кроме того, именно городские велосипеды чаще всего делают складными – ради удобства перевозки и хранения. Также они, пожалуй, включают самый широкий диапазон цен – от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч, а ценник на некоторых может демонстрировать и шестизначные числа. Если вы собираетесь использовать велосипед в щадящих условиях города, то лишние траты окажутся действительно лишними. Минимальные нагрузки не убьют даже самые дешевые комплектующие, во всяком случае, за пару лет эксплуатации – точно.

Велосипед Strida

Уже упоминавшаяся здесь Стрида (Strida) тоже относится к городским велосипедам. Отдельно о ней стоит говорить потому, что выбирающих себе первый (или первый за долгое время) велосипед она притягивает просто-напросто магнитом. Конструкция рамы Стриды очень необычная, напоминает букву А, макушка которой оказывается у велосипедиста между коленями. Получается, что сидит человек, будто на детской палочке-коняшке. Владельцы утверждают, что велик очень удобный и ничем не хуже классических. Основное его достоинство – складная конструкция, причем абсолютно все в ней направлено на мобильность. Стрида – велосипед настолько городской, что прекрасно катается в метро и в лифте, с ним пускают в кафе и автобусы, и проблем не составляет вести его в сложенном виде там, где ехать нельзя. Яркий, стильный, легкий, модный… Но, к сожалению, только столичный. Проходимость у Стриды низкая, так что ломаная тротуарная плитка, выдолбленный асфальт или размытый грунт, высокие бордюры и насыпной щебень станут серьезным препятствием на пути. В российской провинции нет метро, общественный транспорт зачастую перегружен, с объемным грузом (15 кг Стрида все же весит) нечего надеяться на автобус или поход в магазин. В общем, Стрида – прекрасный столичный велосипед, но жителям других городов с ней будет сложно.

Как уже говорилось выше, для городов очень актуально использование складных велосипедов. К их преимуществам можно отнести компактность, легкость транспортировки и удобство перемещения в общественном транспорте с велосипедом. Самыми распространенными складниками являются велосипеды на колесах диаметром 20 дюймов. Они относительно легкие и более компактные в сложенном состоянии по сравнению с горными складными. Однако в качестве платы за эту компактность для них нужны практически идеальные дороги. Любая встреча с кочкой, ямой или бордюром будет ощутима как для велосипеда, так и для райдера.

Хотя есть и складники, которые более подготовлены для плохих дорог.

Круизеры

Круизеры – интересные внешне байки, предназначенные для комфортных, или даже очень комфортных поездок на дальние расстояния.  Как правило, отличается этот тип велосипедов качественным оборудованием и простотой. Амортизационные вилки им не нужны, ибо предполагают круизеры хорошее дорожное покрытие и неспешность. Широкие седла-диваны, изогнутый руль с возможностью подстройки, округло изогнутая рама и часто стиль ретро, возможно – педальный (ножной) тормоз.

Последняя особенность – прерогатива малоскоростных велосипедов, с планетарными или классическими тормозными втулками. Многих людей пока привлекает именно возможность тормозить задним колесом посредством прокрутки педалей назад – как было в советских велосипедах. Большинство садящихся на седло в уже не юном возрасте опасаются, что не привыкнут к ручным тормозам, да и уже немало километров намотавшие на колеса в экстренных случаях автоматически жмут педали назад. Конечно, такая конструкция тормозной системы не подходит для горных, спортивных, туристических байков, она довольно тяжела и малонадежна, однако прогулки и путешествия по хорошим дорогам с ней прекрасно сочетаются. К тому же установка ножного тормоза не свидетельствует о бюджетности модели, как можно было бы подумать. Дешевых круизеров не бывает! За комфорт приходится платить.

Туристические велосипеды

Туристические велосипеды – своего рода гибрид горных и круизеров. Предназначены такие байки для велопоходов, и их важнейшая задача – обеспечить удобство велосипедиста в течение долгого времени, которое он проведет в седле. Очень широкие седла, комфортная посадка, руль с возможностью перехвата рук, изогнутый и с большим выносом дают возможность крутить педали долго и преодолевать большие расстояния. Крепкая рама, защита и усиленные связи между узлами конструкции, простота системы переключения скоростей и, самое главное, способность выдерживать значительные нагрузки – делают туристический велосипед надежным спутником. Внушительные рюкзаки на багажник – так называемые “велоштаны” – предназначены именно для этого типа байков. Однако проходимостью горных велосипедов туристические не обладают.

Шоссейные велосипеды

Шоссейные велосипеды для обычных покатушек, фитнеса или поездки на дачу не подходят, потому велонеофитам зачастую оказываются без надобности. Шоссейники – байки спортивные, полностью рассчитанные на любителей скорости. Соревнования на асфальте хорошей трассы или стадиона – их стихия. Легкие (соответственно и малопрочные) конструкции, низкий руль, большие узкие колеса, минимум обвеса, минимум аксессуаров – все для того, чтобы снизить сопротивление воздуха и увеличить скорость. Если вас привлекает именно скорость, шоссейники прекрасно выполнят поставленные задачи, но с неровностями дорог не справятся.

ВМХ велосипеды

ВМХ, или трюковые, велосипеды – многообразная категория байков, предназначенных для выполнения упражнений на двух колесах. Эти велосипеды маленькие, и обычно выглядят подростковыми. Впрочем, в России они и предназначены в основном для подростков, потому как прыжки по лестницам и рампам, трамплины и головокружительные перевороты привлекают юных как один из самых экстремальных видов спорта. Дерт, стрит, фристайл, флэтленд – названия видов ВМХ-байков, обозначающие стили катания и определяющие конструкционные особенности. Все они обладают огромным запасом прочности, имеют малый вес и минимальный уровень обвеса. Этот тип велосипедов сродни скейтбордам или роликовым конькам – урбанистичен и экстремален, соотвественно – зрелищен. Если у вас лежит душа к спортивному шоу – вам к этим ромбовидным рамам и маленьким колесам.

Жесткий, мягкий и купе, или Вопросы амортизации

Вы более-менее определились с типом велосипеда и его задачами. “Хочу горный, красный и с ручками на руле!”. Не пойдет, граждане: продолжаем знакомство с байками дальше, потому как первый вопрос консультанта поставит вас в тупик. И, соответственно, даст возможность найти место их лапше на ваших ушах. А велосипед все же спутник личный, и выбирать его надо для себя, как вторую половину – будто бы навсегда, но держа в уме возможность через год-другой пересесть на более подходящий. Итак, куда смотреть далее? Переходим к технической части – оборудованию.

Амортизаторы – основа комфорта. Все велосипеды можно условно разделить по этому признаку на три группы: двухподвесы, хардтейлы и ригид. Первый подразумевает наличие амортизатора и переднего, и заднего, и входит только в семейство горных велосипедов. Двухподвесы обеспечивают комфорт при езде по неудобным трекам, амортизаторы смягчают реакцию на неровности дороги, прыжки и удары. Рама таких байков привлекает внимание конструкцией, однако амортизаторы сложнее в обслуживании, делают конструкцию тяжелее и несколько менее надежной. Двухподвесы обычно используются либо для даунхилла, либо при катании по очень уж пересеченной местности. Это дорогие байки, и то, что порой предлагается в магазинах как двухподвес начального уровня по цене до десяти тысяч рублей – двухподвес только по названию. Амортизаторы такого велосипеда очень приблизительно понимают и выполняют свою функцию, и уж лучше бы не выполняли: тяжелый велик, трясучий и неудобный, с низкоуровневым оборудованием подарком мало кому покажется. Настоящие двухподвесы стоят дорого, и в России на их ценниках пишутся цифры от тридцати тысяч. Для любительского катания и езды по обычным, хоть и российским, дорогам, заморачиваться с двухподвесами большинству велонеофитов не стоит – амортизационный функционал окажется невостребованным. В дальних поездках двухподвес – приятный транспорт, однако нагрузить на него рюкзачок не получится: багажник не предусмотрен, а если покрутиться и установить, то вес примет малый. Но чтобы понять, нужен ли двухподвес или не нужен – надо накатать на нем хотя бы 50 км по своей обычной трассе.

Хардтейлы на сегодня – самая распространенная группа велосипедов практически любого типа. И горные, и городские, и туристические часто снабжаются единственной передней амортизационной вилкой. Это позволяет смягчить удары переднего колеса и повысить проходимость байка на бездорожье. Однако хардтейл не предназначен для скоростных задач, разогнаться на нем сложнее, чем на велосипеде без подвесок, к тому же объективно он тяжелее. Впрочем, обычно достоинства перевешивают недостатки, потому и большинство байков в сегодняшних магазинах амортизируются именно таким образом – люди выбирают относительный комфорт. С другой стороны, качественными амортизационными передними вилками снабжаются только дорогие модели, так как сама по себе вилка стоит дорого. Дешевые же амортизируют исключительно в сознании велосипедиста, выдавая порой отдачу неприятнее, чем вибрация на кочках.

Ригид – велосипеды на жесткой раме с жесткой передней вилкой, без амортизаторов вообще. Как правило, объективно они легче хардтейлов и, тем более, двухподвесов, способны развивать хорошую скорость, а рамы у них буквально неубиваемые. Однако по кочкам езда на таком байке чревата разбитыми суставами рук и крайне неприятными ощущениями пониже спины. Прыжки с более-менее заметных препятствий тоже ощутимы. Сегодня велосипеды ригид либо принадлежат к ультра-бюджетному сегменту (амортизаторы на дешевый велик – слишком дорогое удовольствие), либо выполняют определенные задачи: шоссейники и ВМХ всегда имеют жесткие вилки. Также к ригидам относятся и складные модели. Жесткая конструкция позволит значительно сэкономить тем, кто предполагает кататься по относительно ровным дорогам. И, конечно, существенным достоинством такого типа велосипеда можно считать отсутствие необходимости постоянной настройки переднего амортизатора, которая, в зависимости от конструкции вилки, может быть сложной для людей неподготовленных. Кроме того, жесткая вилка из стали или карбона тоже слегка амортизирует – за счет свойств сплава, причем справляется с этим по ощущениям лучше, чем дешевые пружинные и пружинно-эластомерные мягкие. А самое главное – надежность: сломать стальную вилку очень сложно даже целенаправленно. Ну и вес на пару кг меньше – ощутимый плюс. В общем, с ригидом проблем нет, кроме как на пятой точке.

О вилках

Раз уж заговорили об амортизации, посмотрим сразу и на саму переднюю вилку. Как правило, вид конструкции говорит о классе велосипеда и, соответственно, он формирует стоимость. Если вы определились с амортизаторами и знаете, что они вам жизненно необходимы – перед вами хардтейлы и двухподвесы с пружинными, пружинно-эластомерными, воздушными, воздушно-масляными и пружинно-масляными передними вилками.

Пружинные вилки амортизируют за счет сжатия стальной пружины, и эффект может быть практически нулевым. Те, кому приходилось сравнивать ощущения от езды на байке без амортизаторов и с пружинной передней вилкой, особой разницы не замечают. Как правило, такими вилками комплектуются самые дешевые велосипеды-хардтейлы, и единственный плюс в копилку такой модификации – низкая стоимость. Если действительно бюджет очень невелик, лучше взять хороший велосипед с жесткой вилкой – как минимум, будет легче и надежнее.

Пружинно-эластомерные передние вилки тоже не фонтан, однако самые дешевые велики ими не комплектуют. Они немного дороже пружинных, обычно тяжелее и достаются бюджетным моделям стоимостью до 15 тысяч рублей. Эти вилки справляются с вибрациями, однако любая качественная жесткая вилка из карбона или стального сплава способна на большее. Кроме того, эластомеры не выдерживают низких температур, так что о зимнем катании с амортизацией можно забыть. Если вопрос выбора упирается именно в наличие или отсутствие пружинного эластомера – посмотрите ригид дешевле или за ту же цену. Надежнее и легче снова. Впрочем, здесь как раз начинается территория индивидуальных особенностей и личного комфорта, так что лучше один раз проехать, чем семь раз прочитать.

Воздушные вилки сегодня не так часто встречаются, и устанавливают их на качественные велосипеды известных брендов из среднего ценового диапазона. Возможно, там, куда вы отправитесь за велосипедом, не будет ни одной такой модели. Много вы не потеряете, если не поставили задачу максимально облегчить свой будущий байк – воздушные амортизаторы легче других за счет того, что в них основным элементом является воздух. Такие вилки требуют внимательного отношения, настройки, постоянной подкачки, профилактических и полноценных ремонтов. Кроме того, воздушные вилки подлежат скорой замене, а стоят недешево. Для катания по пересеченной местности, городским препятствиям и некачественным дорогам такой амортизатор подойдет прекрасно, на даунхилле быстро выдохнется.

В воздушно-масляных вилках используется масляный картридж. Вкупе с нагнетаемым воздухом он обеспечивает амортизацию и гашение вибраций, причем действительно высокого уровня. Сглаживаются неровности почти идеально, конструкция относительно прочная, но сложная, потому и требует тонкой настройки и периодических длительных манипуляций. При низких температурах могут наблюдаться проблемы. Если вы планируете кататься с рюкзаком за плечами или сами весите немало, то воздушно-масляные вилки подойдут вам оптимально. Воздушно-масляные вилки ставятся на байки среднего и высокого уровня, но комфорт в движении стоит ценников от тридцати тысяч.

Пружинно-масляные вилки – вершина эволюции передней амортизации. Это самые дорогие и самые качественные амортизационные системы, в которых применяются стальные пружины и масляный картридж. Соответственно, ставятся такие вилки на относительно дорогие (ну никак не ниже среднего класса) модели велосипедов. Эти вилки благодаря высокой степени надежности, запасу прочности и амортизационным свойствам прекрасно подходят для самого агрессивного стиля катания.

В характеристиках велосипедов вам может встретится значение хода вилки. Особого внимания этот параметр при выборе собранного байка не требует, потому как производитель комплектует модель амортизационной системой, подходящей типу велосипеда. Короче (до 40 мм) ход вилок у городских велосипедов и круизеров, средний (до 100 мм) – у горных, кросскантрийных, туристических, длинный (до 200 мм, а в редких случаях и до 300 мм) – у хороших даунхиллов.

Передние амортизационные вилки к велосипеду не прикручиваются намертво. В любой момент при наличии энной суммы денег, прямых рук и хорошего сервиса вилку вам могут заменить на более продвинутую.

Тише едешь – дальше будешь? или Что нужно знать о переключении скоростей

Символ современного байка – переключатель скоростей. Как правило, большинство желающих приобрести велосипед ориентируются на количество возможных передач, считая, что чем их больше – тем лучше. В теории оно, конечно, так – появляется возможность переключать передачи, что обеспечивает высокую скорость и совершенную проходимость велосипеда без значительных физических нагрузок. Но тридцать (сегодня максимально для массового сегмента) скоростей, если вы не профессиональный спортсмен, а любитель, в большинстве случаев вам не пригодятся, потому гнаться за количеством не стоит. 21 или 24-скоростной велик прекрасно справится с любыми задачами, за исключением разве что откровенного экстрима. Еще один любопытный момент: малое количество передач у модели свидетельствует о том, что вам продают устаревший морально байк. 18-скоростные и 21-скоростные дешевые модели уступают 24-скоростным и выше не в отношении скоростей, а в отношении других свойств, к примеру, материалов рамы и ободов.

С оборудованием тоже все относительно просто: чем выше класс, тем выше стоимость. Начальный уровень предполагает экономию на качестве и прочности, профессиональный – разорение на долговечности. Однако для неспешного катания вполне подойдет и Tourney от Shimano, которой комплектуются практически все бюджетные велосипеды. Разницы непосредственно в ощущениях вы не заметите. Консультанты обычно пугают, что оборудование низшего класса сломается после первых трех километров, однако все зависит от стиля катания. Стоит ли тратить деньги, если велику предстоит пробегаться по асфальту пару часов в выходные дни? Впрочем, даже если сломалось – трансмиссия всегда заменяема, и комплектующие есть в наличии в любом велосервисе или веломагазине. Оно и рассчитано на поломки – пусть лучше ломается навеска, чем рама или велосипедист.

А вот на что стоит обратить внимание – непосредственно манетки переключателей передач, то есть то, что находится на руле и чем мы пользуемся, гоняя скорости. Есть два варианта – триггеры и грипшифты (см. картинки ниже), и выбор того или иного – дело исключительно вкуса и личного удобства. Триггеры представляют собой рычажки, грипшифты – кольцевые переключатели. Для кого-то может быть критична разница в весе (триггеры чуть тяжелее), для кого-то – в занимаемом месте на руле (грипшифты экономичнее), для кого-то – в цене (бюджетные модели почти всегда комплектуются грипшифтами). Однако самое главное – эргономика, и здесь уже не работают никакие законы. Как правило, новичкам разобраться с грипшифтами легче, и путаницы в процессе переключения меньше. Зато триггеры в дождливую погоду не скользят под пальцами, и случайное переключение передач с ними происходит гораздо реже. Грипшиферы же, особенно дешевые, имеют обыкновение прокручиваться, проскакивая передачи, так что оборудование изнашивается значительно.

Ну и тормоз! или Какие бывают тормоза

Еще один важнейший узел системы – тормоза. При выборе велосипеда вам встретятся три варианта: ободные, дисковые механические и дисковые гидравлические. Практически все модели байков бюджетного и среднеценового сегмента комплектуются ободными тормозами типа V-brake, или вибрейками. Принцип их работы заключается в сжатии обода колеса тормозными колодками до его полной остановки. Несмотря на дешевизну, такой вид тормозной системы остается популярным в любом классе велосипедов, потому как обладает рядом неоспоримых достоинств: легкостью, нетребовательностью и копеечными компонентами. Считается, что сцепление поверхностей у этих тормозов хуже, чем у дисковых, но заметно это (а ведь чистая физика, ничего личного) разве что при гашении огромных скоростей и экстремальном катании. Если вы ничем подобным заниматься не собираетесь – вибрейков хватит за глаза. Правда, по грязи погонять с такими тормозами – дело опасное. Засорились колодки, испачкался обод – и летим без тормозов. Запас прочности у них довольно высок, и по мере эксплуатации требуют замены разве что тормозные колодки из абразивного материала. Ну и еще, конечно, внимания требует тормозной тросик и его рубашка. Это действительно мелочи.

Дисковые тормоза сжимают колодками не обод, а диск колеса, к которому крепится втулка. Таким тормозам не страшны загрязнения, так что ставят их на “внедорожники”. Требуют они меньше усилий при нажатии на ручки тормоза. Механические дисковые тормоза управляются при помощи стального троса, гидравлические – гидравлической системы. Стоят последние очень недешево, требуют постоянного обслуживания, так что новичкам их обычно не предлагают.

Подумать и взвесить, или Общие вопросы выбора велосипеда

В принципе, основные технические критерии выбора мы уже определили. Осталось упомянуть об общих моментах, играющих на вторых ролях, но все же значимых. Так, выбирая велосипед, стоит стремиться к минимуму веса, потому как порой придется меняться с ним местами: не вы в седле, а он на вас. Восемнадцать кг – это действительно тяжело, и с каждым метром будет все тяжелее. Горки позволят почувствовать каждый килограмм. Пятнадцать кг – средний вес, и гнаться за его снижением уже не стоит, хотя посматривать в сторону более легких моделей можно. Вес велосипеда в первую очередь зависит от материалов, из которых сварена рама. Стальная – тяжелая, но неубиваемая. Погнуть ее невозможно, сломать – тем более. Алюминиевые сплавы намного легче, но менее прочные. Карбон и легок, и прочен, но дорог. Многое зависит и от веса велосипедиста: при сотне кг живого тела в седле плюс-минус пара кг на раме не имеет значения.

Унисекс прокрался во все сферы, и велосипеды, раньше четко разделяющиеся по половым признакам рамы на мужские и женские, стали общими. Границы стираются, но рамы-то остаются! Чисто мужские модели – те, что с горизонтальной высокой трубой. Ездить на них не возбраняется и женщинам, только в юбке вскидывать ногу неудобно. Чисто женские модели характеризуются очень заниженной рамой, так что садиться на седло можно спереди. Для юбок это оптимальный вариант. Слегка заниженная, скошенная рама – стиль унисекс, на котором одинаково комфортно и мужчинам, и женщинам. Такие рамы менее требовательны к росту велосипедиста и менее травмоопасны, потому мужчины все чаще предпочитают именно этот вариант.

Стоит запомнить каждому велосипедисту: колеса – материал расходный. Спицы гнутся и ломаются, обода бьются, камеры рвутся… Все зависит от условий и стиля катания. Потому выбирать собранный велосипед, ориентируясь на колеса, не следует. Впрочем, двойные (если повезет – и тройные) обода из алюминиевых сплавов – всегда хорошо. Удары они держат неплохо. Конечно, имеются в виду удары о камни, бордюры, корни, края выбоин, ибо столкновения с кирпичной стеной на высокой скорости никакой обод выдержать не сможет. Многим людям нравятся покрышки! Покрышки с глубоким протектором, шипами, широкие и толстые, напоминающие колеса вездехода… Так вот, купить велосипед вы можете с покрышками любыми, но в зависимости от трассы их будет лучше переобуть: для шоссе нужны мелкие и почти гладкие, например.

Багажник, крылья, седло, педали – это аксессуары. Бюджетные модели и городские велосипеды часто комплектуются дешевыми игрушками, которые потом все равно придется менять на более подходящие. Особенно это касается седла – неправильно подобранное, оно способно отравить жизнь и причинить ощутимый вред здоровью. А проверить, подходит ли вам седло, можно только в дороге. Пять километров пути покажут, кому на что садиться. Самая распространенная ошибка неофита – сразу менять стоковое седло на мягкое и широкое. Совсем не факт, что таковое будет комфортным именно для вас, ибо строение таза индивидуально. Словом, для начала попробуйте, а качественные аксессуары придут с накатом.

Мы выбираем, нас выбирают… или Как выбрать велосипед по росту

Обо всем многообразии современных велосипедов вы имеете теперь хоть какое-то представление, и не растеряетесь от вопросов консультанта. Знаете, чего хотите? Выбрали модель? Осталось выбрать именно ваш велосипед. А его надо мерить. Важнейший параметр подбора байка – ростовка рамы. Эти значения в дюймах способны начисто лишить удовольствия от катания, если не совпадают с ростом велосипедиста. Размер рамы чуть менее важен для женских моделей и вариантов с заниженной верхней трубой, но все же стандарт примерно таков: 14, 15 и 16 дюймов – вариант подростковый, рассчитан на людей ростом до 160 см; 17 и 18 дюймов – средний рост, до 180 см, 19, 20, 21 и 22 дюйма – велосипеды для высоких. Двухподвесы меряются с половинками: 15,5 дюймов рассчитаны на низкорослых, 17,5 дюймов – на рост средний, 19,5 дюймов предназначены для высоких людей, 21,5 – для очень высоких. Столь приблизительные определения обусловлены низкими рамами двухподвесов.

Разные производители пишут разные ростовки рам, и замерять их линейкой в голову никому не приходит. Гораздо правильнее и надежнее выбрать понравившийся велосипед по росту – просто примерить его, как одежду. Если встать на полную стопу над рамой, имитируя положение соскочившего велосипедиста, то между верхней трубой и промежностью должна проходить ладонь (это около десяти см, ладони-то разные), для моделей с заниженной рамой можно уступить пару см. Если это условие выполнено, то следующий этап – сесть на седло и поставить ноги на педали. В самом нижнем положении нога должна касаться пяткой платформы и быть немного согнута в колене. Отрегулировать положение поможет поднятие седла, если таковое возможно. Слишком согнутая нога с упором в нижней точке свидетельствует о том, что распрямляться во время движения не будет, значит, нагрузка на сустав колена возрастет. Полностью прямая нога в таком положении означает неустойчивость при движении. Если настройка высоты седла не помогает – попробуйте другую модель, потому как этот байк вас не хочет.

Тяжеловесам на заметку или Велосипеды для полных

Велосипед сегодня – и роскошь, и средство передвижения, и способ получения чистого удовольствия. И, конечно, спортивный снаряд. Миллионы мужчин и женщин во всем мире стремятся сбросить вес и поддерживать форму, и не в последнюю очередь при помощи велосипеда. Кроме того, велосипедные прогулки и поездки – отличный способ привести в норму сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Но хорошо это делать тем, кто катался с детских лет и не переставал, а вот как быть далеко не юным уже новичкам, которые вроде и умеют кататься, но последний раз делали это летом перед третьим классом? Плюс еще желающие привести себя в форму часто имеют проблемы с лишним весом. Последнее обстоятельство отпугивает от велосипеда людей болезненно полных и просто крупногабаритных. Им кажется, что велик под ними развалится, погнется, а окружающие будут тыкать пальцами.

И совершенно зря! В Европе и США уже пользуются популярностью велосипеды для полных – прочные и трехколесные. У нас же корпулентные леди и немаленькие господа стесняются обратиться к консультантам, опасаясь отказа, хотя с каждым годом ищущих байк для крупных седоков становится все больше – польза и удовольствие очевидны. Так как группа многочисленная и требования ее специфичные, можно говорить о проблеме выбора велосипеда для полных. И не так страшен байк, оказывается.

Также часто консультанты в магазинах рекомендуют для полных людей модели, изначально предназначенные для экстремального использования. В них запас прочности существенно выше, благодаря усилениям в раме, рассчитанным на более существенные нагрузки. Если такой велосипед выдерживает прыжки, недолеты, жесткие приземления, то проблем с эксплуатацией в обычном режиме человеком с большим весом быть не должно.

С ростовкой никаких проблем нет, разве что подыскать максимум для очень высоких в наших магазинах непросто. Но есть интернет, объединяющий континенты. Стоит заметить, что большим людям не стоит идти на компромиссы и соглашаться на размер рамы меньше, чем нужно или, надеясь на запас прочности, больше, чем нужно. Лучше поискать подольше, но найти велосипед, подходящий именно вам. Большому человеку приходится выдерживать значительные нагрузки, поэтому добавлять к ним борьбу с некомфортным велосипедом – совершенно лишнее.

Для весовой категории до 90 кг подходят абсолютно все модели велосипедов, кроме разве что шоссейников с ультралегкими рамами. На них обычно и не смотрят те, кто хочет просто кататься. Весовая категория от 90 до 130 кг – дело серьезнее, и здесь не стоит смотреть в сторону двухподвесов, легкорамных городских моделей, складных вариантов и ВМХ. Ваш выбор в этом случае – хороший хардтейл или ригид с карбоновой или стальной рамой. В амортизационной передней вилки низшего класса нет необходимости, потому как под большим весом велосипедиста амортизаторы работать не будут. Воздушно-масляная вилка – отличный выбор для постоянных спортивных занятий, а для периодических покатушек жесткая вилка вполне устроит даже крупногабаритного наездника. Обратите внимание на туристические велосипеды, рассчитанные на серьезные нагрузки.

Навесное оборудование, в принципе, вес велосипедиста не принимает. Конечно, тяжелый байк, сниженный уровень маневренности под тяжелым весом обязывает трансмиссию соответствовать среднему или высокому уровню, но для начала подойдет и разумный минимум. Тормозная система предпочтительнее дисковая, потому как тяжелый транспорт по инерции способен двигаться долго, если прижимать обод.

Узкие колеса для больших велосипедистов никак не подходят. С серьезным весом стоит забыть о высоких скоростях – все равно даже на ровном месте не разогнаться. Так что узкие колеса ни к чему, а широкие все же прочнее и проходимость у них выше. Следует сразу уяснить, что обода, камеры и покрышки при интенсивном катании будут под вами гореть, и заложить в расходы статью “на колеса”. Обода всегда должны быть качественными, двойными или тройными, рассчитанными на увеличенное количество спиц. Такие придется менять не после каждой поездки, а раз в месяц, например. Для высоких и крупных прекрасно подойдут найнеры – велосипеды с колесами на 29 дюймов. На таких, кстати, даже самые габаритные люди смотрятся органично.

Если же вес велосипедиста превышает 130 кг, то ему заниматься велоспортом следует с осторожностью. Стоит рассмотреть предложенные горные велосипеды высокого класса, предназначенные для преодоления самых сложных участков. Если же общение с велосипедом ограничивается только транспортной необходимостью, то смело стоит брать грузовой велик. Он спокойно примет на себя большой вес, пройдет по относительно ровным дорогам, не подведет в самый ответственный момент. К тому же грузовые байки комфортны. Получить удовольствие от поездки можно в любом случае, кроме тех, когда велосипед сам едет на вас.

Хорошей дороги на правильных колесах!

И последнее. Выбирая велосипед, прислушиваясь или игнорируя советы, всегда помните о правиле “необходимо и достаточно”. Как бы ни привлекали внимание дизайн, конструкция, характеристики и похвалы продавца – спросите себя, надо ли вам все это и как вы будете это использовать. Разница огромная между дачной поездкой и ежедневным триалом, и выбор только за вами – вы лучше всех представляете, что за подвиги будете свершать на железном коне.

Приобретайте велосипед в специализированном магазине, у которого есть собственный сервис. Купленный на рынке или в супермаркете красивый байк с яркими наклейками может начать разваливаться сразу, и запчасти на чудо неизвестной промышленности найти не удастся, хотя они практически все универсальны. Гнаться за брендами не стоит: в России не так много раскрученных, и вам может попасться хороший, но в нашей стране малоизвестный. Узнайте у продавца о сервис-центре, который будет вас обслуживать. Не слушайте друзей и знакомых, расхваливающих одних производителей и ругающих других. Классы велосипедов существуют разные, и сравнивать модель за 4 тысячи рублей с моделью на сто тысяч дороже – дело пустое.

Окончательно разобраться с типом велосипеда, своими предпочтениями и бюджетом помогут крупные магазины и сайты производителей. Просто походите по каталогу, посмотрите на цены, внешний вид, описания. Отзывы не читайте – половина отзывов в интернете пишутся самими продавцами. Некоторые сайты имеют удобные фильтры, которые облегчат вам муки выбора.

Главное – настройтесь на велосипедную волну и жмите на педали. Четыре колеса такого удовольствия не обеспечат!

Я  расскажу Вам, как выбрать велосипед. Есть всего один критерий, который позволит точно определить сделали Вы правильный выбор или нет, о нем я расскажу в самом конце статьи, а пока остановимся на технической части вопроса. В самом упрощенном, понятном любому новичку варианте предполагается, что велосипед будет использоваться для катания по паркам/лесам, туризма (походов выходного дня, многодневных походов). Если Вас интересуют более детальные описания и советы, смело следуйте в конец статьи и посмотрите ссылки, которые перенесут Вас на другие серьезные сайты, посвященные велосипеду. Там Вы найдете много полезной информации по теме.

  1. Сколько стоит велосипед?
    Нижняя граница цены, на мой взгляд $350-400 (при покупке в сезон, зимой можно найти дешевле). Более дешевые велосипеды, как правило не достаточно надежны и при активном катании требуют слишком много обслуживания.
  2. Как выбрать велосипед ценой до $500?
    Нужно ориентироваться на следующие критерии:

    • Известная марка, но не из дорогих. Посмотреть стоит на Merida, Cronus, Trek, Gary Fisher, Giant, Rock Machine, Jamis, Author, GT, Norco, Kona (наверное еще много чего забыл),
    • Алюминиевая рама, хардтейл (т.е. только передний амортизатор, никаких задних амортизаторов),
    • Тормоза V-Brake (ободные). Дисковые (за такие деньги) брать не стоит. Ободную гидравлику (Magura) брать тоже не советую.
    • Ходовая на 24-скорости. Последнее время появились бюджетные модели на 27 скоростей, это тоже хороший вариант. Но меньше 24-х (21, 18,…) брать точно не стоит,
    • При прочих равных следует обратить внимание на обода. Лучше, если они будут двойные. Вообще, обода на велосипедах такого класса это лотерея. Иногда попадаются довольно живучие одинарные обода, бывают и паршивые двойные. Но в целом двойные лучше.

    При выборе велосипеда для туризма так же стоит обратить внимание на наличия крепления багажника. Последнее время крепления стали пропадать, таким образом фирмы стараются подчеркнуть «спортивность» велосипеда.
    Если катание предполагается без особого экстрима — можно посмотреть на «гибриды» (например Author).

  3. Зачем мне столько скоростей? В чем разница между 21 и 24 передачами?
    Количество скоростей определяет класс навески. Качественная навеска на 21 (семерник) уже давно не производится. Навеска на 21-скорость построена по устаревшей конструкции, поэтому нет возможности провести плавный апгрейд навески, нужна практически полная замена. Последнее время есть тенденция к снижению качества 24-хскоростной навески, однако пока ничего критического нет.
  4. На что обращать внимание если денег >$500?
    • На вилку. Лучше, если вилка обладает маслянным демпфером (пружинно-маслянные и воздушно-маслянные вилки). На самом деле только такие вилки способны обеспечить качественное демпфирование. Ход вилки должен быть 80mm или 100mm. 1-й вариант более «спортивный», 2-й более комфортный и экстремальный. При ходе вилки в 100mm желательно (но не обязательно) наличие возможности блокировки вилки, это полезно для вкатывания в длиные горки.
    • Тормоза. На мой взгляд, тормоза должны быть или классические V-Brake, или дисковые гидравлические. Диски обладают лучшей модуляцией тормозного усилия и плюс на них почти не оказывает влияния дождь и грязь. Вместе с тем они сложнее в обслуживании и их сложнее ремонтировать в полевых условиях.
  5. Что такое «гибрид“, стоит ли брать такой велосипед?
    Гибрид это некоторая смесь горного и шоссейного велосипеда. От горного он отличается большими колесами (28» как у шоссейника), более узкой резиной. От шоссейного он отличается широкой (по шоссейным меркам) резиной, передним амортизатором, прямым рулем, ходовой от горного велосипеда (3 звезды спереди, широкий диапазон сзади).
    Гибрид — хороший вариант для спокойного туризма. Проходимость у такого велосипеда ниже, скорость по хорошему грунту/асфальту — выше. Для гибридов не бывает хороших вилок, на них как правило не ставят дисковые тормоза.
    В Москве довольно популярны гибриды Author и Wheeler.
  6. Стоит ли брать двухподвесный велосипед?
    Двухподвесный велосипед позволяет более комфортно ехать по бездорожью, однако довольно большой ценой — даже самые дорогие двухподвесы раскачиваются при езде и уступают по скорости хардтейлам в условиях хорошей дороги. Двухподвес хорош, если планируется долгая спортивная езда по бездорожью. Минимальный бюджет при покупке такого велосипеда — $900-$1000, более дешевые варианты не оправдывают себя. Двухподвес принципиально не подходит для многодневных походов, поскольку на него нет возможности установить багажник.
  7. Когда лучше покупать велосипед?
    Зимой на велосипеды довольно большие скидки (обычно порядка 20%-30%), можно хорошо сэкономить деньги. Выбор, правда, меньше. Весной цены выше, но есть зато есть все возможные модели. Летом, наверное, хуже всего — цены большие, выбор — меньше.
    Плохо покупать на майских праздниках — в это время толпы людей с горящими глазами атакуют веломагазины, в результате чего трудно добиться достаточного внимания продавца даже при покупке дорогого велосипеда. Хорошая подробная статья про пукупку велосипедов на распродаже .
  8. Какие нужны аксессуары сразу при покупке велосипеда?
    Как правило, следующие аксессуары покупаются при покупке велосипеда или в первый месяц катания:

    • Складной набор шестигранников. Для подвинчивания всяких винтиков, установки багажника/крыльев/рогов, подстройки тормозов (в особо запущенных случаях) и т.п. Стоит подобный наборчик около 300р.
    • Крылья. Полезный (хотя и не модный) аксессуар для езды в сырую погоду. Стоят от 200р до 500р в зависимости от навороченности.
    • Насос, запасная камера и набор заплаток. Бывают насосы с манометром, это полезно, поскольку новички часто с непривычки недокачиват покрышки. Стоит простой насос около 300р.
    • Маленькая сумочка для складывания всякой фигни. Лично мне больше нравятся треугольнички, вешающиеся на раму. Подседельные сумки не удобны. От 100р.
    • Велокомьютер. Велосипедный спидометр/одометр. Наличие этого прибора, как правило, положительно сказывается на активности катания 🙂 Стоит от 300р. Рекомендую посмотреть на велокомпьютеры Sigma и Cat Eye.
    • Держатель для бутылки и бутылку.
    • Рога на руль. Полезный (хотя и не модный) аксессуар для езды на дальние расстояния (>50km).
    • Багажник или специальный велорюкзак для складывания еды/одежды при езде на дальние расстояния. Багажник лучше брать самый прочный из продающихся, с толстыми прутьями. Если кататься без багажника, то придется приобрести рюкзак. Лучше — специальный с «гнутой» спиной. Такие делают Deuter, Salewa, Tatonka. Багажники обычно стоят около 1000р. Рюкзаки — 2000-3000р.
    • Задний и передний фонарик для езды в темное время суток. Задний фонарик лучше брать совмещенный с отражателем (такие делает, например, Cateye). Передний фонарик бывает или галогенный (светит хорошо, ест батарейки тоже хорошо), или светодиодный (светит ярко, но плохо. батарейки расходует очень экономно). Стоит комплект фонариков от 500р. Неплохие фонарики делает Cateye и Sigma.
  9. Как подбирать велосипед по росту? На что влияет ростовка велосипеда?
    Ростовка велосипеда подбирается следующим образом: необходимо разместить велосипед между ног стоя на земле. При этом между промежностью и верхней трубой должна помещаться ладонь (т.е. запас должен быть ~10 см). Это обеспечит безопасность при спрыгивании с велосипеда. С другой стороны, не стоит брать слишком маленький велосипед (хотя ошибка в меньшую сторону лучше, чем в большую).
    Ростовка велосипеда определяет другой важный параметр — его длину. При сомнениях в выборе ростовки нужно иметь ввиду, что большая (т.е. длиная) рама удобнее для езды на большие расстояния и по шоссе. Более короткая обладает большей маневренностью и верткостью, но при этом менее удобна для долгих заездов.
    Обычно ростовка определяется в дюймах длины подсидельной трубы (или сантиметрах), реже — буквами вроде S/M/L/XL. Параметры велосипеда у разных производителей различаются, так же различается «шаг“ размеров, так что ростовку нужно подбирать отдельно для каждой модели велосипеда. Приблизительно, ростовка 13“ соответствует росту 167cm, 16.5“ — 172cm, 18“ — 180cm, 19.5“ — 184cm., 21» — 192cm (цифры взяты из спецификации Trek 4×00 образца 20012’го года).  Подробнейшее описание велосипедных рам .

Теперь самое главное. Вы уже выбрали велосипед, купили. С техникой всё вроде бы хорошо, а может быть и нет, может быть Ваш велосипед самый легкий среди велосипедов Ваших друзей-байкеров, а может быть самый прочный. Вы катаетесь целыми днями, на работу и с работы, или покатались один раз и поставили велосипед в коридоре, не зная, что с нима делать. Ситуации бывают разные. Цель покупки велосипеда в 70% случаев одна — получить удовольствие. И только в том случае велосипед был выбран правильно, когда Вы получили удовольствия больше, чем могли бы получить иным способом за те же деньги.

Выбрать велосипед – это не простая задача, ведь нужно учитываться при этом многие моменты, начиная с типа велосипеда и заканчивая характеристиками его основных деталей. Вначале нужно определиться с типом велосипеда (горный, шоссейный, дорожный, детский), а потом смотреть на то, из какого материала он сделан, смотреть на размеры рамы, колес и обратить внимание на другие важные характеристики.

Вначале следует определиться с типом велосипеда.

Горный велосипед

Главное предназначение горных велосипедов – это езда по пересеченной местности, но их можно использовать и для того, чтобы прокатится на любых других дорогах. Обратите обязательное внимание на амортизатор на передней вилке, а также, желательно, чтобы была задняя подвеска. Количество передач у данного велосипеда должно быть от 21 до 27. Этот показатель указывает на динамические характеристики, т.е. на время разгона и на максимальную скорость. У горных велосипедов колеса меньшего диаметра чем у обычных, но ширина больше на 2 – 2,5 дюйма. В магазинах продается много разновидностей горных велосипедов и найти подходящий не составит труда. Желательно, чтобы он был изготовлен одновременно из легкого и прочного материала. И знайте, что горный велосипед не рассчитан на большую скорость.

Шоссейный (спортивный) велосипед

Данный велосипед рекомендуется использовать только для езды по дорогам с качественным покрытием. На шоссейных велосипедах имеется в основном от 15 до 30 передач, переключаемые с малым шагом. Характерная особенность спортивного велосипеда – отсутствие, как передних, так и задних амортизаторов. Ведь на гладком асфальтовом покрытии в них нет необходимости, да к тому же амортизаторы «съедают» часть энергии передаваемой на педали. Имеются узкие покрышки, скорее всего даже без рисунка протектора для езды по стадионам. Скорость у спортивного велосипеда намного больше, чем у горного – больше на 10 км/ч. Но хорошее дорожное покрытие для этого велосипеда очень важно. Если оно будет слишком зернистым, то максимальный потенциал велосипеда нельзя будет использовать на полную, какую бы вы не выбрали максимальную передачу и легкосплавную раму.

Дорожный велосипед

Это самый оптимальный вариант для каждодневных поездок по городу. Имеют довольно простую конструкцию, чаще всего с одной передачей (хотя есть такие модели дорожных велосипедов, где число передач достигает 7). На таких велосипедах установлен защитный щиток, предотвращающий попадания штанов в цепь, а также колеса прикрываются крыльями. Дополнительно дорожный велосипед может быть оснащен багажником, сигналом, фарой, светоотражательными элементами. В большинстве случаев тормоза ножные. Рамы могут быть как женские, так и мужские.

Детский (трехколесный) велосипед

Подобрать велосипед для ребенка не так-то просто  – нужно учитывать его возраст.  Детям в возрасте 3-4 лет лучше всего подобрать трехколесный велосипед. И здесь также есть много вариантов. Желательно, чтобы на данном велосипеде была ручка для родителей, позволяющая управлять им, а также делающая из велосипеда коляску. Для детей старше 3-4 лет и для подростков разновидность велосипедов, на которых можно остановить свой выбор, значительно увеличивается. Им можно купить уже и модели для взрослых. Важно, чтобы высота рамы велосипеда подходила по росту. Что касается размера колес, то выбирают следующие размеры – от 12 до 24 дюймов.

Определившись с типом велосипеда, нужно подобрать далее такой, который выдерживал при езде все предлагаемые нагрузки и погодные условия. Определяющими здесь будут характеристики рамы, амортизатора, тормозов, шины, размер и ширина колес и прочие характеристики.

Рама велосипеда

Размер рамы лучше подобрать по росту так, чтобы она располагалась ниже вашего пояса на 10 см. Рама также должна давать возможность свободно доставать полусогнутыми руками до руля, чтобы при езде они не уставали от перенапряжения.

Можно выбрать как дешевую стальную раму, так и дорогую раму из карбона или титана. Разница у таких рам не только в цене, но и в весе.

Стальные рамы (Hi-Ten) используются в самых дешевых и простых моделях. Они прочные и подходят для ежедневных поездок. Минус их в значительном весе – до 16 кг.

Рамы из хроммолибденовой стали (Cro-mol) также используются на велосипедах. Этот сплав дешевый. В отличие от стальных рам, рамы из хроммолибденовой стали весят меньше. Можно поэтому выбрать велосипед с такой рамой. Минус в том, что практически не производятся рамы, полностью состоящие из хроммолибденовой стали. Обычно из данного сплава состоят только 1-3 трубы рамы, а остальные из стали.

Наиболее распространены алюминиевые рамы (Alu), благодаря лучшему соотношению веса и прочности. Легкий алюминий позволяет изготовить трубы большого диаметра и с увеличенной толщиной стенок, которые используются для рам велосипеда. Алюминий, безусловно, используется в сплаве с другими металлами, а не в чистом виде. Самая распространенная рама имеет маркировку 7005 – чем эта цифра меньше, тем лучше. Для продвинутых велосипедистов лучше брать велосипед с маркировкой 6061.
Титановая рама (Ti) не так часто, но встречается на велосипедах. Такие рамы очень прочные, но стоят дорого. Также титановая рама много весит. Поэтому выбирая велосипед с данной рамой – вначале хорошенько подумайте.

При производстве рам для велосипедов также используется магний (Mg). Он прочен, легок, но стоит дорого. Велосипед с магниевой рамой выбирать лучше профессионалам.

Композитные материалы (кевлар, карбон) также стали использовать при производстве велосипедов. Такие велосипеды очень легкие, но и очень чувствительные к физическим воздействиям.

Технологии производства также влияют на качество рамы. Так, в результате баттинга производятся трубы с разной толщиной стенок. Благодаря этому сырье рационально используется, так как в местах высокой нагрузки используется сырье с большей толщиной. Также за счет этого удается понизить вес самой рамы.

Велосипедное седло

Желательно сразу купить велосипед с седлом, в котором вам будет удобно сидеть. В дешевых моделях велосипедов седла, как правило, не очень удобные, но это проблему можно решить, заменив седло на более подходящее (для этого придется доплатить нужную сумму).

Для прогулочной езды предназначены длинные и широкие седла, а для гонок жесткие и узкие. Женщинам лучше выбрать велосипед с седлом, которое в задней части более широкое.

На дешевых велосипедах седло ставится из вспененного полимера и обтягивается кожзаменителем. На более дорогих моделях и на прогулочных велосипедах для максимального комфорта при езде седло делается с гелевыми вставками, также можно выбрать седло с пружинами. Велосипедные седла регулируются по наклону, высоте, а есть даже такие, которые можно сместить назад или вперед. Функция регулировки необходима, чтобы на велосипеде выбрать удобное для себя положение. Оптимально так расположить седло, чтобы в самом нижнем положении педали доставать до нее вытянутой ногой и чтобы не пришлось тянуться за педалью.

Велосипедные колеса

Важно учитывать размер колес, количество спиц, обращать внимание на шины и обода.

Велосипедные колеса большого диаметра позволяют с меньшими усилиями преодолевать большие расстояния. Для горных велосипедов характерен диаметр колес в 26 дюймов, для дорожных и спортивных в 28 дюймов.

Лучше выбрать велосипед с алюминиевым ободом – он прочнее стального, легче, более устойчив к коррозии. Из алюминиевых сплавов изготавливают также спицы – стандартно делают 32 спицы. Колесу они придают дополнительную упругость и прочность. Для горных велосипедов обода лучше выбрать с 36 спицами – они помогают выдерживать большую нагрузку. Для людей с большим весом такой вариант с 36 спицами также подойдет. Обратить внимание следует и на переплетение спиц: чем больше спицы переплетаются друг с другом – тем колесо прочнее. Из карбона иногда делают обода и спицы для спортивных велосипедов. Спицы в этом случае делают в виде трехлучевой звезды.

От рисунка протектора и ширины шины будет зависеть то, как велосипед поведет себя на разных дорогах. Широкие колеса с грунтозацепами лучше выбрать для горного велосипеда, когда большую часть пути вы ездите по пересеченной местности. Проблемой также не станет езда по грязи, песку или мокрой траве. Но велосипеды с такими широкими шинами на трассе будут вести себя хуже – они шумят и не так быстро развивают скорость. Для хороших дорог и быстрой езды выбрать лучше велосипед с узкими гладкими шинами (сликами). Есть также шины – полуслики (промежуточный вариант) – с грунтозацепами по бокам и с гладкой поверхностью в средней части. Для большего числа велосипедистов-любителей выбрать велосипед именно с такими шинами будет оптимальным вариантом. Комфортно будете себя чувствовать везде – на трассе и на пересеченной местности. При использовании полусликов единственная тонкость выявляется на резких поворотах. При наклонах на грунтозацепы приходится большая площадь контакта колеса с дорогой, а это приводит к тому, что коэффициент сцепления уменьшается – значит, повышается риск упасть. Так как отличается нагрузка на переднее и заднее колесо, то для велосипеда лучше иногда выбрать комбинацию из разных шин.

Амортизаторы

Амортизаторами не оборудуются дорожные велосипеды. Они встречаются только на горных велосипедах, так как нужны для погашения вибраций.

Велосипед лучше выбрать только с амортизационной вилкой. Такие велосипеды называют «хардтейл». Конструкция такой вилки обычно состоит из «штанов» (широких труб, в которых расположен амортизатор) и «ног» (более узких труб, входящих в широкие трубы). Ноги и рулевую трубу соединяет корона вилки. Штаны для прочности соединяются между собой «гориллой» (дополнительным элементом). Вилка с двумя коронами устанавливается в моделях велосипедов, где на передней вилке амортизаторы имеют большой ход. На «штанах» вилки стандартно находятся крепления для обычных и дисковых тормозов.

Можно выбрать велосипед одновременно с задним и передним амортизатором. Такие велосипеды называют «двухподвесы». Используются те же механизмы для подвески (заднего амортизатора), что и на амортизационной вилке. Но такой вариант следует рассматривать, если предпочитаете экстремальную езду.  В другом случае задний амортизатор будет вам только мешать, да и потратите на него хорошую сумму наличных. Часть ваших усилий при разгоне будет передаваться на задний амортизатор, а это не позволит набирать быстро скорость. Для того, чтобы от заднего колеса гасить вибрации, достаточно на седле иметь хорошие пружины.

Типы амортизаторов влияют на выбор велосипеда. Пружинные амортизаторы самые дешевые и простые, но недолговечные, так как со временем пружины теряют свои амортизационные свойства. В пружинные амортизаторы для более мягкой работы могут устанавливать демпферы из полимерных материалов (демпферы – это элементы, которые поглощают резонансные колебания). Но это тоже не идеальная система, так как при низких температурах полимеры теряют свои свойства. Также в роли демпфера и амортизатора может выступать воздух. В вилку он закачивается насосом – это самая легкая конструкция, но при больших нагрузках воздух может пропускаться. Лучшими амортизаторами считаются масляные: демпфер в них – это картриджи, заполненные маслом; могут использоваться как пружинные, так и воздушные амортизаторы. Масляно-воздушные или масляно-пружинные амортизаторы устойчивы к перепадам температур и большим нагрузкам, а также они самые долговечные. Но стоят они дорого от 150 у.е. Но если «деньги – это не проблема», то лучше выбрать велосипед, который имеет данный тип амортизаторов.

На хороших амортизаторах выбрать можно длину хода, плавность возврата/сжатия амортизатора, жесткость, а также при необходимости полностью блокировать.

Переключатели скоростей

Традиционно переключатели скоростей устанавливают на руле велосипеда. Есть два основных типа переключателей – две системы. В первом случае используется поворотное кольцо, которое похоже на ручку газа на мотоциклах: переключает на высшую передачу при вращении вперед, переключает на низшую передачу при вращении назад. Во втором случае переключение передачи происходит благодаря двум рычажкам.

Тормоза велосипеда

Ножные тормоза характерны для дорожных велосипедов. Для обычных условий езды их вполне достаточно, только порой возникает случай, когда их неудобно использовать – когда педали располагаются в не очень удобном для торможения положении. Поэтому лучше иногда предпочтение отдать велосипедам с ручными тормозами, на которых на тормоза можно нажать в любой момент. На тормозные колодки передача усилия происходит у ручных тормозов с помощью системы гидравлики или тросиков. Гидравлические тормоза имеют преимущество в передаваемом усилии на колодки и большей чувствительности. Тросики же при больших нагрузках и частом использовании со временем растягиваются. А в остальном у них одинаков принцип действия на колодки.

Выбирая тормоза для велосипеда, вы также выбираете способ передачи усилия на колодки – с помощью прямой или центральной тяги.  Система с прямой тягой более эффективна, так как усилия передаются непосредственно. При центральной системе торможения за счет использования дополнительных рычагов теряется часть усилий. Торможение в любом случае происходит благодаря прижатию колодок к ободу. Минусы такой системы: 1) колодки и обод при дождливой погоде промокают, а это заметно снижает эффективность торможения за счет проскальзывания; 2) под колодки порой забивается грязь, что затрудняет езду на велосипеде.

Чтобы избежать вышеперечисленных минусов, единственным выходом является подбор велосипеда с дисковыми тормозами. Их эффективность не зависит от состояния погоды, но и стоят они дороже. Колодки в таких тормозах зажимают диск, находящийся на оси, а не обод колеса. Если вы планируете часть ездить на велосипеде с большими нагрузками, то лучше выбрать велосипед с дисковыми гидравлическими тормозами. Безусловно, если есть деньги на данную покупку. Такие тормоза обычно не устанавливают на велосипедах дешевле 600 у.е.

Чтобы избежать в последствие сюрпризов с велосипедом лучше не экономить деньги на покупке и купить качественный велосипед. Если нет необходимой суммы наличных, то можно накопить ее со временем, либо купить дешевую и простую модель, которая прослужит правда не очень долго. Выбор в любом случае за вами. Не ставьте себе палки в колеса, а выбирайте хороший велосипед. Проблем с выбором не возникнет, если вы точно знаете, для каких целей приобретайте велосипед. Удачной покупки!

Как правильно подобрать руль для велосипеда под себя. Отрава заражает всю колонию садовых муравьев. Велосипеды с небольшими колесами. Как правильно сесть на колесо другого велосипеда. Как установить руль на велосипед. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *